Вы ранее смотрели 

Отзывы о Гогазе

Нет аватараГость Оценил(а) город Гогаз на САЙТ СЕЛЕНИЯ ГОГАЗ
Отзыв написан 30 марта, 2010, 05:03
http://gogaz.moy.su/
Поблагодарить
Нет аватараГость Оценил(а) город Гогаз на Моя малая родина
Отзыв написан  8 марта, 2010, 12:21
ХАЛИЛОВ ШАМИЛЬ РУСТАМОВИЧ МОЯ МАЛАЯ РОДИНАОфициальный оппонент: Кузнецова О.В., кандидат исторических наукГогаз.  2009 го                       Моей малой родине,            высокогорному селу Гогаз,            где я родился  и рос до 7 лет.Твои камни и ржавые скалыОбнять хочу я, родина моя.Испить ключей студеную влагуОпять хочу я, родина моя.Твоих водопадов душ холодный Принять хочу я, родина моя.От твоих лугов туман холодный Отнять хочу я, родина моя.Куропаток и индеек трелиХочу я слушать, родина моя.Величавость весенних селейХочу я вкушать, родина моя. Я помню твой блеск ручьев шипучих,Твои узоры морозов трескучих.Я помню танцы коней летучих,И гордый полет орлов могучих,Твоих сыновей, ухват кипящий, И грозный взгляд их очей, сверлящий,Их гордый нрав, как поток бурлящий – Всегда я помню, родина моя!ВВЕДЕНИЕ      У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился, и где прошло его детство. Приятные вспоминания  о ней остаются у каждого на всю жизнь. Моей малой родиной является высокогорное село Гогаз Ахтынского района Республики Дагестан. Я родился там (10. 01. 1977 г.) и рос до семилетнего возраста, а потом наша семья вместе с остальными жителями села переселилась на равнину, на территорию расположенную рядом с Магарамкентским районом, где мы основали новое село. Но, не смотря на то, что я прожил в старом селе всего около семи лет, слово «Родина» у меня всегда ассоциируется именно с ним. Наверное, потому, что там прошла многовековая история моих предков, к которой я отношусь с особым трепетом. Порою становится сердцу больно, когда до ушей доноситься про село небылицы или искаженные исторические факты. Вот почему я считаю своим святым долгом собрать про родное село правдивые исторические факты в данной работе. Особо  благодарен завучу Гогазской СОШ  Муслимову Юсуфу Ризаевичу, за поддержку и напутствие.  Рисунок 1. Автор, Ш.Р. Халилов.     ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ С. ГОГАЗ.      Старое село Гогаз расположено на территории Ахтынского района Республики Дагестан  в 18 километрах от райцентра,  на южном склоне самурского хребта на высоте 2400 м. над уровнем мирового океана (Интернет-ресурс - РОСЗЕМ). Село окружено с юго-запада неприступными скалами, а с остальных сторон альпийскими лугами, чарующими взгляд пестротой сочных трав и диковинных цветов.  Холм, где расположено село, обтекают с двух сторон ручьи с кристально чистой, студеной водой, которая по капелькам стекает в них из множества родников.Рисунок 2. Вид на село Гогаз с юго-востока.     Когда именно поселились люди на территории старого села Гогаз, точно сказать ни кто не может. На территории села были найдены каменные, медные и стальные наконечники стрел, в двух км от нынешнего села в урочище Зеген, развалины сакел, построенных в форме круглых шатров, очень крупные (почти в два раза крупнее обычных) кости из старых, вскрывшихся кладбищ, древние албанские надписи и т.д. Название села произошло от лезгинских слов «гъуьр регъвез», «Гъуьгъвез», что означает – молоть муку. На территории села найдены около 30 развалин мельниц. Даже с многих соседних сел шли сюда молоть муку.Примечательно, что сами гогазцы назы
Поблагодарить
Нет аватараГость Оценил(а) город Гогаз на GOGAZ
Отзыв написан 19 августа, 2009, 20:47
Карта села и прилагающих территорий с Интернета ( Росзем ). Мы восстановили план села, в каком состоянии он находилась ко 2-ой половине 20-века. На плане красными кубиками указаны дома тухума «псияр». Они занимали холм, обращенный к юго-востоку – место, которое хорошо прогревалось на солнце и с которого хорошо просматривались окружающие село территории. Такие места в горах считались идеальными для основания села. Данный участок назывался «пел» (в переводе с лезг. – холм). Дома представителей тухума «татлар» отмечены светом пергамента (молочным). Они занимали место опасное от селевых потоков, участок «юргъвад хур». Селевые потоки наблюдаются в горах в часто, после каждого ливня. Стоить отметить, что эти потоки в той или иной степени заносили улицы данного квартала, и его жильцам приходилось расчищать их после каждого потока. Кроме этого неудобство было в том, что место, заселенное ими было богато подземными водами, которые то и дело давали ключи в нежелательных местах. Например, если в хлеве пробивается источник, то это доставляет массу неудобств. А такие воды наблюдались во многих местах данного квартала. Зелеными кубиками замечены дома из тухума «нури». Видно, что они поселились за домами «татлар», значить третьими. И синими кубиками отмечены дома тухума «серкер» (к 50-годам прошлого столетия). По преданиям, они поселились позднее всех. На рисунке видно, что они занимали юго-западную часть села. Их дома расположены вокруг места «сал» - лощины, обращенной к пропасти, а некоторые прямо над отвесными скалами. В особо тяжелом положении оказывались жильцы, чьи дома были расположены рядом с ручьем, а с другой стороны, как видно из рисунка, протекал родник. А вода, как известно, замерзает и бывает очень неудобно передвигаться по льду, как людям, так и скотине, тем более, когда дома буквально расположены над пропастью. Жильцы этого квартала, чтобы бороться с гололедом, использовали золу, засыпая им дороги. А к весне после таяния льда это же зола превращалась в грязевую жижу – картина очень неприятная. Очевидно, место, которое они занимали, было крайне неудобным. Итак, опираясь на предания, написанные со слов уважаемых людей, на анализ карты местности, взяв во внимание горные условия: «плюсы» и «минусы» месторасположения каждого тухума, мы полагаем, что в с Гогаз тухумы поселились в такой последовательности:I.«псияр»;II.«татлар»;III.«нурияр»;IV.«серкер».А так тухумы жили дружно, занимались взаимовыручкой и всегда сплачивались против общего врага: разбойников и всяких проходимцев, так как отношения между тухумами были скреплены браками. У меня, к слову, в родословной имеются представители всех четырех тухумов. Хотя в селе всегда доминировал тухум «псияр» (я приведу ниже факты, в дальнейшем лишь указывая порядковый номер тухума), в селе не были замечены серьезные случаи неуважительного отношения по родовым признакам.ИСТОРИЯ В ЛИЧНОСТЯХ. Далее мы приведем имена людей, живших в 19 – начале 20-века, принесших гогазскому джамату какую-либо пользу (цифрами будут указаны принадлежность к тухумам в порядке заселения). БОРЦЫ С РАЗБОЙНИККАМИ И ДРУГИМИ ПРИТЕСНИТЕЛЯМИ СЕЛА.1)Халил (1), Азизага (1) – выгнали старейшину, родом из села Усур – Прима, который был назначен царской властью. Азизага по просьбе Халила избил его, спровоцировав драку, на суде в Ахтах обвинили таки Прима. После этого село получило своего старейшину – «кавха» в лице Ибагим – Халила, (старшего сына Халила и моего прадеда).2) Азизага (отдельно) в стычке из за нарушении границы первым жестоко избил 11 человек из с.Кака, пришедших в надежде отнять у него барана в штраф.3) Хасмет(1) выстрелил в спину из ружья главарю разбойников Габилу, но тот отделался лишь ранением, так как был одет в тулуп.4)Хасмет(1) убил ударом дубины вооруженного головореза по имени Касбуба из с Кузун (с
Поблагодарить
Отзыв написан 19 августа, 2009, 20:41
Карта села и прилагающих территорий с Интернета ( Росзем ). Мы восстановили план села, в каком состоянии он находилась ко 2-ой половине 20-века. На плане красными кубиками указаны дома тухума «псияр». Они занимали холм, обращенный к юго-востоку – место, которое хорошо прогревалось на солнце и с которого хорошо просматривались окружающие село территории. Такие места в горах считались идеальными для основания села. Данный участок назывался «пел» (в переводе с лезг. – холм). Дома представителей тухума «татлар» отмечены светом пергамента (молочным). Они занимали место опасное от селевых потоков, участок «юргъвад хур». Селевые потоки наблюдаются в горах в часто, после каждого ливня. Стоить отметить, что эти потоки в той или иной степени заносили улицы данного квартала, и его жильцам приходилось расчищать их после каждого потока. Кроме этого неудобство было в том, что место, заселенное ими было богато подземными водами, которые то и дело давали ключи в нежелательных местах. Например, если в хлеве пробивается источник, то это доставляет массу неудобств. А такие воды наблюдались во многих местах данного квартала. Зелеными кубиками замечены дома из тухума «нури». Видно, что они поселились за домами «татлар», значить третьими. И синими кубиками отмечены дома тухума «серкер» (к 50-годам прошлого столетия). По преданиям, они поселились позднее всех. На рисунке видно, что они занимали юго-западную часть села. Их дома расположены вокруг места «сал» - лощины, обращенной к пропасти, а некоторые прямо над отвесными скалами. В особо тяжелом положении оказывались жильцы, чьи дома были расположены рядом с ручьем, а с другой стороны, как видно из рисунка, протекал родник. А вода, как известно, замерзает и бывает очень неудобно передвигаться по льду, как людям, так и скотине, тем более, когда дома буквально расположены над пропастью. Жильцы этого квартала, чтобы бороться с гололедом, использовали золу, засыпая им дороги. А к весне после таяния льда это же зола превращалась в грязевую жижу – картина очень неприятная. Очевидно, место, которое они занимали, было крайне неудобным. Итак, опираясь на предания, написанные со слов уважаемых людей, на анализ карты местности, взяв во внимание горные условия: «плюсы» и «минусы» месторасположения каждого тухума, мы полагаем, что в с Гогаз тухумы поселились в такой последовательности:I.«псияр»;II.«татлар»;III.«нурияр»;IV.«серкер».А так тухумы жили дружно, занимались взаимовыручкой и всегда сплачивались против общего врага: разбойников и всяких проходимцев, так как отношения между тухумами были скреплены браками. У меня, к слову, в родословной имеются представители всех четырех тухумов. Хотя в селе всегда доминировал тухум «псияр» (я приведу ниже факты, в дальнейшем лишь указывая порядковый номер тухума), в селе не были замечены серьезные случаи неуважительного отношения по родовым признакам.ИСТОРИЯ В ЛИЧНОСТЯХ. Далее мы приведем имена людей, живших в 19 – начале 20-века, принесших гогазскому джамату какую-либо пользу (цифрами будут указаны принадлежность к тухумам в порядке заселения). БОРЦЫ С РАЗБОЙНИККАМИ И ДРУГИМИ ПРИТЕСНИТЕЛЯМИ СЕЛА.1)Халил (1), Азизага (1) – выгнали старейшину, родом из села Усур – Прима, который был назначен царской властью. Азизага по просьбе Халила избил его, спровоцировав драку, на суде в Ахтах обвинили таки Прима. После этого село получило своего старейшину – «кавха» в лице Ибагим – Халила, (старшего сына Халила и моего прадеда).2) Азизага (отдельно) в стычке из за нарушении границы первым жестоко избил 11 человек из с.Кака, пришедших в надежде отнять у него барана в штраф.3) Хасмет(1) выстрелил в спину из ружья главарю разбойников Габилу, но тот отделался лишь ранением, так как был одет в тулуп.4)Хасмет(1) убил ударом дубины вооруженного головореза по имени Касбуба из с Кузун (с
Поблагодарить
Нет аватараГость Оценил(а) город Гогаз на Гогаз - родина снежных барсов.
Отзыв написан 17 июля, 2009, 11:43
У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и, где прошло его детство. Приятные вспоминания о ней остаются у каждого на всю жизнь. Моей малой родиной является высокогорное село Гогаз Ахтынского района Республики Дагестан. Я родился там (10. 01. 1977 г.) и рос до семилетнего возраста, а потом наша семья вместе с остальными жителями села переселилась на равнину, на территорию расположенную рядом с Магарамкентским районом, где мы основали новое село. Но, не смотря на то, что я прожил в старом селе всего около семи лет, слово «Родина» у меня всегда ассоциируется именно с ним. Наверное, потому, что там прошла многовековая история моих предков, к которой я отношусь с особым трепетом. Порою становится сердцу больно, когда до ушей доноситься про село небылицы или искаженные исторические факты. Вот почему я считаю своим святым долгом собрать про родное село правдивые исторические факты в данной работе. Особо благодарен завучу Гогазской сош Муслимову Юсуфу Ризаевичу за поддержку и напутствие. ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ С. ГОГАЗ. Старое село Гогаз расположено на территории Ахтынского района высоко в горах в 18 километрах от райцентра на высоте 2400 метров (Интернет. РОСЗЕМ) над уровнем мирового океана. Когда именно поселились люди на территории старого села Гогаз, точно сказать ни кто не может. На территории села были найдены каменные, медные и стальные наконечники стрел, в дух км от нынешнего села в урочище Ыфрых развалины сакел, построенных в форме круглых шатров, очень крупные (почти в два раза крупнее обычных) кости из старых, вскрывшихся кладбищ, древние албанские надписи и т.д. Название села произошло от лезгинских слов «гъуьр регъвез», «Гъуьгъвез», что означает – молоть муку. На территории села найдены около 30 развалин мелниц. Даже с многих соседних сел шли сюда молоть муку. Примечательно, что сами гогазцы называют себя несколько иначе – «эгъвезар». Слово «эгъвез» означает копать, вернее, копая. Мы можем лишь привести сведения относительно живших в селе тухумов. По преданиям, первым поселились в селе люди из тухума «псияр» (в переводе с лезг. - коты), их дома занимали в старом селе наиболее выгодное место – холм в центре села, который смотрит на юго-восток. А, как известно, в горных селах наиболее благоприятным для постройки дома считалось место, направленное на юго-восток. Самоназвание тухума «псияр», точнее как они назывались до конца 19 –века – «ялаватар» (произошло от лезгинского слова «ялав» - огонь, что подчеркивает связь с древними верованиями лезгин, когда те поклонялись духам огня и т.д.). «В Албании существовало почитание солнца и огня» (Магомедов Р.М. История Дагестана, стр.35) Согласно другой версии, более достоверной, название «ялаватар» связано с тем, что члены данного тухума были чрезвычайно физически сильными, смелыми и крайне вспыльчивыми. (В данном случае слово «ялав» - пламя ассоциируется с крайней вспыльчивостью). Стоить отметить, что данные черты характера наблюдаются за большинством членами данного тухума до сих пор. А названия «псияр» связано с одним случаем, после чего за членами тухума закрепилось данное название. В конце 19-го века один из уважаемых членов рода «ялаватар», Буржали попал в, можно сказать, смешную ситуацию. В те времена часть гогазцев, как и многие горцы, по зимам промышляли в соседнем Азербайджане отходничеством, ездили туда на зиму вместе с семьями на заработки, ну а их кошки оставались в селе. В селе оставались зимой только зажиточные сельчане, те, у кого была своя скотина, запасы пищи и т.д. Ну а кошки тех, кто отправился на заработки, крутились в поисках пищи возле домов оставшихся в селе на зиму. А Буржали был зажиточным человеком, запасался всегда на зиму сушенными бараньими тушами, и кошки соответственно больше всех крутились возле его дома. Он ловил из них тех, кто пробирался к нему во двор и не находя другого способа с ними бороться, закрывал их в водосточной трубе. Го
Поблагодарить
Нет аватара
25 февраля, 2010, 00:55
Поблагодарить автора
Моей малой родине,
            высокогорному селу Гогаз,
            где я родился  и рос до 7 лет.


Твои камни и ржавые скалы
Обнять хочу я, родина моя.
Испить ключей студеную влагу
Опять хочу я, родина моя.

Твоих водопадов душ холодный
Принять хочу я, родина моя.
От твоих лугов туман холодный
Отнять хочу я, родина моя.

Куропаток и индеек трели
Хочу я слушать, родина моя.
Величавость весенних селей
Хочу я вкушать, родина моя.

Я помню твой блеск ручьев шипучих,
Твои узоры морозов трескучих.
Я помню танцы коней летучих,
И гордый полет орлов могучих,

Твоих сыновей, ухват кипящий,
И грозный взгляд их очей, сверлящий,
Их гордый нрав, как поток бурлящий –
Всегда я помню, родина моя!
Гогаз

Нам интересно Ваше мнение о селе Гогаз. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим? Оставьте ваш отзыв!

Доска почета
Аватар пользователя WandererWanderer
отзывов:  469
Аватар пользователя Александр  ТихоновАлександр Тихонов
отзывов:  195
Аватар пользователя Роман РябовРоман Рябов
отзывов:  170
Аватар пользователя nemo_nemo_
отзывов:  154
Аватар пользователя ВладимирВладимир
отзывов:  141
Аватар пользователя hitryi_gadhitryi_gad
отзывов:  115
Аватар пользователя СтаRыйСтаRый
отзывов:  100
Аватар пользователя fritzbobfritzbob
отзывов:  91
Аватар пользователя KochbokKochbok
отзывов:  80
Аватар пользователя Алексей Desert-EagleАлексей Desert-Eagle
отзывов:  74