Рюссельсхайм-ам-Майн (нем. Rüsselsheim am Main) — город в Германии, в земле Гессен. Расположен на реке Майн, недалеко от её впадения в Рейн, между городами Франкфурт-на-Майне и Майнц. Является городом особого статуса (нем. Sonderstatusstadt), что дает ему больше административных полномочий. Входит в состав Рейнско-Майнской агломерации и метрополитенского региона Франкфурт/Рейн-Майн. Население — около 67 тысяч человек (2022). Характеризуется высокой долей иностранного населения и жителей с миграционным прошлым. Наиболее известен как место расположения штаб-квартиры и основного завода автомобильной компании Opel. Рюссельсхайм-ам-Майн занимает выгодное положение в центре Рейнско-Майнской области, находясь примерно в 20 км к западу от Франкфурта-на-Майне, 25 км к востоку от Майнца и в непосредственной близости от Франкфуртского аэропорта, южная часть которого расположена на территории города. Город стоит на Майне в его нижнем течении. Рельеф местности равнинный. Город делится на четыре основных района: собственно Рюссельсхайм, Хаслох, Кёнигштедтен и Баушхайм. Первые поселения на месте Рюссельсхайма относятся к эпохе палеолита и мезолита. Впервые город (под названием "Руцилесхайм") упоминается в документах Лоршского монастыря в 764/765 годах. В Средние века Рюссельсхайм был небольшой деревней, принадлежавшей различным феодалам, в том числе графам Катценельнбогенам. В XIV-XV веках Рюссельсхайм получил некоторые городские права и привилегии. Была построена крепость, призванная защищать регион и контролировать речной путь. Крепость неоднократно перестраивалась и разрушалась в ходе Тридцатилетней войны и войны за Пфальцское наследство. В 1862 году Адам Опель основал в Рюссельсхайме мастерскую по производству швейных машин. С 1886 года компания начала производить велосипеды, став на некоторое время крупнейшим их производителем в мире. В 1899 году, уже после смерти Адама Опеля, компания начала производство автомобилей. В межвоенный период, в 1929 году, семья Опель продала контрольный пакет акций американскому концерну General Motors. Это позволило модернизировать производство, но в то же время сделало компанию зависимой от американского владельца.